Презентация мультисенсорной комнаты для слепых и слабовидящих детей
17 декабря в Региональном центре организации библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих граждан Национальной библиотеки УР состоялось открытие мультисенсорной комнаты, модернизированной на средства гранта Гёте-Института (Германия).
Директор Национальной библиотеки УР Татьяна Владимировна Тенсина, открывая мероприятие, подчеркнула: «Мультисенсорная комната у нас открылась более 3 лет назад и была подготовлена за счет средств региональной программы «Доступная среда» и гранта, полученного библиотекой от Фонда поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Но проходит время, все меняется, появляется потребность в новом оборудовании. И благодаря проектной деятельности, которую ведет библиотека, появляется возможность улучшить условия для незрячих и слабовидящих детей, чтобы помочь им развиваться дальше».
Грант Гёте-Института (Германия) был получен библиотекой в рамках международного конкурса библиотечных проектов. Как пояснила заместитель директора НБ УР Анна Леонидовна Семенова, выступая на открытии, в июле 2018 года она приняла участие в Международной летней школе для молодых специалистов библиотек, организованной Гёте-Институтом и Высшей школой средств массовой информации (факультет библиотечно-информационной деятельности) в Штутгарте. Тема летней школы: «Социально активные, инновационные, доступные для всех: библиотеки будущего вносят вклад в выполнение программы ООН на 2030 год».
«Среди участников был объявлен конкурс проектов, которые должны были соответствовать 17 глобальным целям устойчивого развития, принятых ООН в 2015 году, – рассказала Анна Леонидовна. – Эти цели действуют до 2030 года, их приняли 193 страны, в том числе РФ».
Цели ООН касаются ликвидации нищеты, голода, защиты природы и восстановления экосистем, но самое главное – обеспечение равенства прав в доступе к качественному образованию, информационным ресурсам и т.п. И в этом направлении, как подчеркнула А.Л. Семеновой, библиотеки незаменимы: «В 2016 года Аналитическим центром при Правительстве РФ был подготовлен Доклад о человеческом развитии в РФ, в котором «17 целей устойчивого развития ООН» адаптируются к условиям России и, в частности, говорится: «…Для устойчивого развития роль реализации человеческого потенциала объективно еще более важна, нежели устойчивость планетарного экономического роста». Именно в данном контексте был разработан проект мультисенсорной комнаты на базе Национальной библиотеки Удмуртской Республики. Его целью является снижение неравенства в получении информации, а также повышение доступности образования для слепых и слабовидящих детей».
Из общей суммы гранта на оборудование и модернизацию было затрачено 150 тысяч рублей. На эти средства были закуплены:
· ноутбук и принтер,
· многофункциональный игровой стол для развития у детей слуха, музыкальных способностей, мелкой моторики,
· световой стол для рисования песком (для стимуляции эффективного развития мелкой моторики, восприятия),
· зеркальный шар с мотором для релаксации и зрительной стимуляции,
· фиброоптическая занавесь на подвижном карнизе с интерактивным источником света (изделие направлено на тренировку и развитие тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения),
· наборы приборов для письма по Брайлю,
· развивающие игры и пособия,
· методическая литература по коррекционной педагогике, тифлологии.
Как пояснила заведующая Региональным центром организации библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих граждан Национальной библиотеки УР Марина Геннадьевна Подсекаева, в модернизированной реабилитационно-развивающей мультисенсорной комнате планируется проведение индивидуальных и групповых информационно-обучающих, коррекционных и реабилитационных занятий для детей с нарушениями зрения дошкольного и младшего школьного возраста (в том числе обучение детей чтению и письму по системе Брайля), не менее 200 человек за год.
Уникальность этой комнаты, как подчеркнула тифлопедагог, зав.сектором социокультурной реабилитации инвалидов Ирина Вячеславовна Шутова, состоит не столько в оборудовании, сколько в авторских программах, переработанных и актуализированных специалистами центра с учетом новых технических возможностей: «Наш центр реализует комплексное целенаправленное обучение. Не только детей с нарушением зрения, но и их родителей, которых нужно обучать тому, как каждый день взаимодействовать с особыми детьми, и студентов, и педагогов, психологов. У нас накоплен огромный опыт, специальные методики, которые мы адаптируем под конкретного ребенка. И вся эта программа в рамках библиотечной деятельности предоставляется бесплатно, наш центр работает ежедневно с 10.00 до 20.00».
Далее для студентов 3 курса кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики состоялся интерактивный семинар в форме группового коррекционно-развивающего занятия с учащимися класса охраны зрения ижевской средней школы № 53. Модернизация позволила сформировать несколько интерактивных зон: зрительную, звуковую, тактильную, воздушную и др. Студентам были продемонстрированы методика и формы работы по использованию пространства сенсорной комнаты.